Знаки альтерации

В результате двенадцатизвуковой темперации в каждой октаве звукоряда имеется двенадцать разных звуков
Производными называются ступени звукоряда, получаемые посредством повышения или понижения его основных ступеней.
Каждая основная ступень звукоряда может быть как повышена, так и понижена. Таким образом, любая ступень может быть представлена в разных видах, из которых каждый является, в сущности, самостоятельным звуком. Повышение или понижение ступени называется альтерацией
Знаками альтерации называются знаки, ставящиеся слева от ноты и указывающие на повышение или понижение основной ступени, которой соответствует эта нота. Знаки альтерации ставятся на той же высоте нотного стана, как и основная нота (т.е. на той же линии,над той линией, под той же линией)
Знаков альтерации пять:
1) диез (#), обозначающий повышение на полутон;
2) дубль-диез (х) двойной диез, обозначающий повышение на целый тон (т. е. на два полутона);
3) бемоль (b), обозначающий понижение на полутон;
4) д у б л ь-б е м о л ь (bb), двойной бемоль, обозначающий понижение на целый тон (т. е. на два полутона);
5) бекар (), отменяющий действие диезов и бемолей как простых, так и двойных. Двойной бекар неупотребителен:

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные.
1. Ключевыми называются знаки альтерации, выставляемые рядом с ключом, несколько правее его.
Ключевые знаки действительны для всех октав звукоряда, пока не введены новые:


Если внутри музыкального произведения нужно сменить ключевые знаки, то ненужные ключевые знаки отменяются бекарами, а после этого выставляются новые.
2. Случайными называются знаки альтерации, ставящиеся непосредственно перед нотой.
Случайный знак действителен для той октавы, в какой он поставлен, только до ближайшей тактовой черты (тонкая черточка поперек нотного стана) и чаще только для одного голоса:

Иногда для напоминания о недействительности ранее введенного случайного знака ставят другой случайный знак и после тактовой черты.


. Из них, как нам известно семь (do—ре—ми—фа—соль—ля—си) считаются основными ступенями и имеют самостоятельные названия. Хотя всякая иная возможная ступень представляет собой самостоятельный новый звук, все же в исторически сложившейся музыкальной системе она условно рассматривается как производная от рядом лежащей основной ступени.

Вот. Могу порекомендовать . Доступные цены.