Ключи До. Общая система ключей

Кроме общеупотребительных скрипичного и басового ключей, существует еще ключ До, обозначающий до первой октавы, на какой бы линии он ни стоял. Писали его на разных линиях, в зависимости от того, для какого человеческого голоса предназначалась мелодия:



Применение такого количества ключей было связано со стремлением избегать добавочных линий.
В настоящее время из этих ключей применяются альтовый (для смычкового альта, иногда для английского рожка и тромбона) и теноровый (для виолончели, фагота и тромбона); остальные же ключи можно встретить в старых изданиях.
Кроме семи ключей, перечисленных в I и II главах, в старину существовали еще два: старофранцузский ключ Соль на первой линии и басо-профундовый ключ Фа на пятой линии.
Старофранцузский ключ читается как басовый, но с переносом звучания на две октавы выше, а басо-профундовый — как скрипичный, но с переносом звучания на две октавы ниже.
Все ключи объединяются в общую систему:

Основа этой системы заключается в следующем: до первой октавы всегда помещается на линии; в таблице средние пять ключей До находятся на пяти линиях нотного стана; слева от этих пяти ключей лежат такие ключи, в которых до первой октавы приходится на первую и вторую добавочные линии снизу; справа от ключей До лежат такие ключи, в которых до первой октавы приходится на первую и вторую добавочные линии сверху; на добавочных линиях ключ не ставится и вместо ключа До слева стоит ключ Соль, а справа ключ Фа.

 

Интересные статьи. световые занавесы. Интернет-магазин 1light.ru.