Тональность

Тональностью называется высотное положение лада.
Все примеры этой главы были приведены при сохранении одной и той же высоты мажорного лада с тоникой до. Вообще же любая основная или измененная ступень звукоряда может быть взята в качестве тоники лада. Эта возможность и создает значительное количество разных высотных положений мажорного лада, т. е. мажорных тональностей.
Название тональности состоит из двух частей — обозначения тоники и обозначения лада, например: по слоговой по буквенной системе: системе:
До мажор C-dur
Фа# мажор Fis-dur
Миb мажор Es-dur
Обозначение тоники мажора обычно пишется с большой буквы. Для краткости мажорные тональности иногда обозначаются одним названием тоники. В этом случае обозначение тоники совершенно обязательно с большой буквы:
До вместо до мажор
Fis > Fis-dur
Независимо от того, какой звук взят в качестве тоники, внутреннее строение всех мажорных тональностей всегда одинаково, а именно:
1. Устойчивые звуки составляют вместе мажорное трезвучие.
2. Натуральная гамма состоит из последования секунд — две большие, малая, три большие, малая.
3. Из шести тяготений неустойчивых звуков — два на малую секунду, а остальные четыре — на большую.
IV—III
VII—I
Для создания таких соотношений во всех тональностях мажора, кроме тональности До, требуется то или иное количество измененных ступеней, т. е. такое же количество знаков альтерации:
Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности натурального мажора, выносятся к ключу, стоящему в начале нотного стана. Такие знаки, как известно, называются ключевыми.
Ключевые знаки всегда однородны, только диезы или только бемоли. В связи с этим тональности разделяются на диезные и бемольные. Диезы и бемоли при ключе всегда пишутся в определенном порядке.
Число ключевых знаков практически не бывает больше семи При этом и семь знаков в ключе встречаются редко.