Свойства ступеней мажорного лада

В мажоре есть три устойчивых звука (I, III и V ступени), которые входят в тоническое трезвучие.


Устойчивость этих ступеней неодинакова. Наиболее устойчива I ступень — тоника (тоническая прима), которая служит главной опорой лада; III и V ступени менее устойчивы.
Любая из этих ступеней представляется устойчивой лишь тогда, когда вместе с нею звучит или может звучать трезвучие I ступени. Любая из тех же трех ступеней перестает быть устойчивой, если сопровождается другим созвучием. Из этого следует, что в условиях ладовой системы устойчивость ступени (в том числе и тоники) может проявляться, но необязательна для проявления, так как зависит от того, ч то с ней одновременно звучит, а также от ряда других обстоятельств. Поэтому в дальнейшем изложении термины «устойчивый» и «неустойчивый», без специальных оговорок, будут применяться именно в этом смысле осуществленных или неосуществленных возможностей.
Остальные четыре ступени натурального мажора — II, IV, VI и VII — неустойчивы, и в них при подходящих для этого условиях обнаруживается тяготение на секунду к устойчивым
звукам. ...
Как видно из следующей схемы, для неустойчивых II и IV ступеней имеется возможность разрешения на секунду в обе стороны вниз и вверх:
II — I
II — III
IV — III
IV — V
Остальные две неустойчивые ступени могут разрешиться на секунду только в одну сторону:
VI — V VII — I
Острота напряжения неустойчивых ступеней различна и зависит от двух причин:
1) От степени устойчивости разрешающего звука: тяготение II—I к главному опорному звуку сильнее, чем тяготение II—III Наиболее остро тяготение восходящего вводного звука — VII—I.
2) От расстояния между неустойчивой и устойчивой ступенями, так как тяготение на полутон (VII—I, IV—III) острее, чем на целый тон (II—I, II—III, IV—V, VI—V).
Сказанное о секундовом соотношении и связях устойчивых и неустойчивых звуков представляет собой лишь наиболее простые данные о связях в ладе. На самом деле такие связи гораздо сложнее и основаны на разнообразных отношениях (терцовых, кварто-квинтовых), а не только на секундовых. В частности квинтовое родство, выражающееся, например, в связях главных ступеней (IV—I—V), имеет очень большое значение в музыке.