Главная Теория музыки Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп
Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп
Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метр.

Сильная доля — это ударная доля или более громкая по отношению к слабой доле.

Существуют простые и сложные метры. Простые метры бывают двух видов: двухдольные и трехдольные. Двухдольный метр содержит одну сильную долю и одну слабую, трехдольный, размер — одну сильную и две слабые.

Сложные метры происходят от слияния простых, например если соединить двухдольный метр и трехдольный получится пятидольный и т. д. (рис. 1.1).



Рис. 1.1 Сложный пятидольный метр

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом и в нотном письме обозначается тактовой чертой, в дальнейшем границу такта (тактовую черту) мы будем обозначать значком "|". В случае со сложным метром вторая сильная доля считается относительно сильной.

Ритм образуется от деления сильных и слабых долей на равные или неравные части (рис. 1.2).



Рис. 1.2. Различные ритмические рисунки

Тактовый размер обозначается двумя цифрами при ключе после знаков альтерации, одна над другой (рис. 1.3).



Рис. 1.3. Тактовый размер

Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — длительность каждой доли.

Синкопа — это смещение акцента (ударения) с сильной доли на слабую долю (рис. 1.13).



Рис. 1.4. Синкопа

Темп — скорость движения в музыке. Он является в музыке одним из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения и его эмоциональной направленности. Для определения темпа и его изменений применяются специальные термины (в основном, на итальянском языке) или цифровое обозначение метронома, т. е. сколько долей должно прозвучать в минуту (рис. 1.5).

Медленные темпы:

  • Largo — широко;
  • Lento — протяжно;
  • Adagio — медленно;
  • Grave — тяжело.


Рис. 1.5. Обозначение темпа

Умеренные темпы:

  • Andante — спокойно, не спеша;
  • Andantino — подвижнее;
  • Moderate — умеренно;
  • Sostenuto — сдержанно;
  • Allegretto — оживленно;
  • Allegro moderate — умеренно скоро.
Быстрые темпы:

  • Allegro — скоро;
  • Vivo — живо;
  • Vivace — живее;
  • Presto — быстро;
  • Prestissimo — очень быстро.
Для уточнения оттенков движения при отклонении от основного темпа применяются дополнительные обозначения:

  • molto — очень;
  • assai — весьма;
  • con moto — с подвижностью;
  • commodo — удобно;
  • поп troppo — не слишком;
  • поп tanto — не столь;
  • sernpre — все время;
  • meno mosso — менее подвижно;
  • piu mosso — более-подвижно;
  • ritenuto — сдерживая;
  • ritardando — запаздывая;
  • allargando — расширяя;
  • rallertando — замедляя;
  • accelerando, stingendo — ускоряя;
  • animando — воодушевляясь;
  • stretto — сжимая;
  • a tempo — в темпе;
  • tempo primo — первоначальный темп.
 

Добавить комментарий

Выскажите свое мнение о прочитанной статье. Положительные (это приятно будет автору) и критические (пожелания будут учтены при дальнейшем публиковании статей).


Защитный код
Обновить

Теория музыки