Темп

 

Темпом называется скорость движения, точнее — частота пульсирования метрических долей.

 

 

Темп обозначается в начале произведения или его части словами, написанными над нотной строчкой. Большое приме­нение до сих пор имеет итальянская терминология.

 

 

Итальянские термины Их произношение Их значение

Медленные темпы



Largo

Larghetto

Lento

Adagio

Grave

ляpro

ляргетто

ленто

адажио

граве


широко, протяжно

немного скорее, чем

Largo

медленно

медленно

тяжело
Умеренные (средние) темпы

Andante

Andantino

Moderato

Sostenuto

Comodo

Allegretto

анданте

андантино

модерато

состенуто

комодо

аллегретто


не спеша

несколько скорее, чем.

Andante

умеренно

сдержанно

удобно, спокойно

довольно оживленно
Быстрые темпы

Allegro

Vivo

Vivace

Vivacissimo

Veloce

Presto

Prestissimo

аллегро

виво

виваче

вивачиссимо

велоче

престо

престиссимо

скоро, живо

живо

живо

очень живо

скоро

очень быстро

предельно быстро

 

 

К этим основным обозначениям прибавляются нередко до­полнительные слова:

 

Итальянское значение произношение значение



 

molto

assai

possibile

con moto

moderato

non troppo

non tanto

sempre

poco

pochettino

pochissimo

 

 

мольто

ассаи

поссибиле

кон мото

модерато

нон троппо

нон танто

семпре

поко

покеттино

покиссимо

 

 

очень

очень, весьма, довольно

насколько возможно

подвижно умеренно

(как дополнительное обо­значение)

не слишком

не столь

все время

всегда) немного

немножечко

очень мало

 

 

 

В течение музыкального произведения темп часто меняет­ся. Постепенные изменения обозначаются следующим обра­зом:

 

Итальянское значение произношение значение

Для ускорения темпа


 

 

accelerando

animando

stretto

stringendo

incalzando

precipitando

 

 

 

 

аччелерандо

анимандо

стретто

стринджендо

инкальцандо

пречипитандо

 

 

 

 

ускоряя

одушевляя

сжато

сжимая, ускоряя

напирая

стремительно

 

 

Для замедления темпа


ritenuto (сокраще­ние rit, riten.)

ritardando (сокра­щение ritard )

rallentando (сокра­щение rail.)

allargando slentando

 

ритардандо

раллентандо

алляргандо

ритенуто

 


сдерживая

запаздывая

замедляя

расширяя замедляя

 

 

Для обозначения наибольшей постепенности в изменении темпа перед этими словами пишут росо а росо (поко а поко), т. е. мало-помалу. Для введения более постоянного нового темпа пользуются приведенными выше основными обозначениями, а также следующими:

 

 

Итальянское значение произношение значение

Для более скорого темпа


 

 

 

piu mosso

doppio movimento

 

 

 

 

 

 

пью моссо

доппьо мовименто

 

 

 

 

 

 

более подвижно

вдвое скорее

 

 

 

Для более медленного темпа


meno mosso

 

мено моссо

 


менее подвижно

 

 

Для восстановления прежнего темпа применяются обозначения:

 

 

 

Итальянское значение произношение значение

 

 

 

Tempo primo

Tempo 1°

Т. I

a tempo

tempo giusto

come prima

listesso tempo

 

 

 

 

темпо примо

темпо примо

темпо примо

а темпо

темпо джьусто

коме прима

листессо темпо

 

 

первоначальный темп

первоначальный темп

первоначальный темп

в темпе

верный, точный темп

как сначала

тот же темп

 

Отклонениями от него обозначается выражениями ad libitum (ад либитум) и a piacere (а пьячере) —по желанию. Кроме итальянской терминологии, авторы также пользу¬ются для обозначения темпа словами своего родного языка (обозначения на немецком языке у Шумана, на французском у Дебюсси). Ряд советских композиторов употребляет обо¬значения на русском языке. Многие из обозначений темпа, кроме скорости движения, в некоторой мере определяют и общий характер исполнения. Но и то и другое определяется неточно и зависит от содер¬жания каждого отдельного произведения и его толкования исполнителем. Точное обозначение темпа возможно с помощью метроно¬ма. Он представляет собой маятник, приводимый в движение заводным механизмом. На маятник надета гирька, которая может быть передвинута по нему вверх и вниз. Чем выше по¬ложение гирьки на маятнике, тем реже его равномерные ко¬лебания; чем положение гирьки ниже, тем они чаще. На стен¬ке метронома есть шкала с делениями и цифрами. Каждая цифра указывает, сколько ударов в минуту сделает маят¬ник, если гирьку поставить против нее. Один удар маятника может быть обозначен любой ритмической длительностью (четвертью, половинной и т. п.) Обычно в качестве основной единицы измерения выбирается длительность, служащая до¬лей такта. После словесного обозначения темпа (а иногда даже без него) и характера исполнения ставят М. М., затем ноту, которая выражает счетную единицу, знак равенства и цифру метронома, которая дает требуемую скорость. Пример: Allegro М. М или Allegro (не ставят М. М.) и даже просто (пропущено и название темпа).

Центр .