Знаки для увеличения нотных длительностей. Легато

Для того чтобы обозначить продление звука, применяются следующие знаки:


1. Лига, т. е. дуга, соединяющая соседние одинаковые ноты. Из соединенных лигой нот образуется одна более крупная длительность, равная их сумме:

Если на нотоносце записан один голос, то лига выгибается в сторону, обратную направлению штилей:

Если на нотоносце записано два голоса, то верхняя лига выгибается вверх, а нижняя вниз:

Если же голосов больше чем два, лиги распределяются в обе стороны:

Паузы лигами не соединяются.
Лига применяется и для других целей. Если она охватывает группу нот {две разные ноты или большее количество нот) и написана над или под нею, то лига обозначает связное исполнение, называемое legato (легато), при котором каждый звук выдерживается так, чтобы между ним и следующим звуком не образовалась пауза, даже самая краткая.
2. Точки, ставящиеся справа от ноты. Одна точка удлиняет ноту на половину ее основной длительности:

(в числителе везде 3; в знаменателе везде длительность, прибавляемая точкой).
Реже применяются ноты с двумя точками. Вторая точка удлиняет ноту на половину длительности первой точки:

(в числителе везде 7; в знаменателе длительность, прибавленная второй точкой).
Редко встречается применение третьей точки, которая удлиняет ноту на половину длительности второй точки:

(в числителе 15; в знаменателе длительность, прибавленная третьей точкой).
Точки ставятся также при паузах и имеют такое же значение:

Для ноты, которая находится в промежутках между линиями нотного стана, точки пишутся прямо против нее, а для ноты, находящейся на линии — выше этой линии или, реже ниже её:

3. Фермата. Ферматой называется знак который ставится над или под нотой и обозначает произвольное увеличение длины звука или паузы, зависящее от характера произведения, намерений и вкуса исполнителя Дугой вверх фермата пишется над нотной строчкой, дугой вниз --под нею. Фермата иногда ставится над или под тактовой чертой, обозначая паузу неопределенной длительности между концом одного такта и началом следующего