Сравнительный обзор натуральных мажора и минора

Сравнение мажора и минора удобно вести на основе одноименных тональностей, так как в них особенно хорошо видны черты их сходства и различия.
Натуральный мажор и натуральный минор отличаются друг от друга тем, что их III, VI и VII ступени отстоят на хроматический полутон друг от друга, из чего и проистекает их различие на три ключевых знака, указанное выше. Остальные четыре ступени — I, II, IV и V — имеют одинаковое высотное положение:

Поэтому из натурального мажора можно получить натуральный одноименный минор, понижая III, VI и VII ступени на хроматический полутон.
Наоборот, из натурального минора можно получить натуральный одноименный мажор повышением III, VI и VII ступеней па хроматический полутон.
Дальнейшее сравнение мажора и минора поведем на основе тех же одноименных тональностей:

МАЖОР и МИНОР

Различия в высоте ступеней
Между натуральными мажором и минором имеется, как сказано выше, различие в трех ступенях (III, VI и VII). Это различие между мажором и минором является наибольшим. Данное различие прежде всего сказывается в строении их гамм.
Устойчивые звуки
Устойчивых звуков три — I, III и V ступени.
I и V ступени составляют чистую квинту:

Устойчивых звуков три — I, III и V ступени.
I и V ступени составляют чистую квинту:

III ступень отстоит от I ступени на большую терцию:

III ступень отстоит от I ступени на малую терцию:

Вместе устойчивые звуки складываются в мажорное трезвучие (б.З+м.З):

Вместе устойчивые звуки складываются в минорное трезвучие (м.3+6.3):

Неустойчивые звуки:
Неустойчивых звуков четыре (II, IV, VI и VII ступени).
Вместе они складываются в малый вводный септаккорд.
Из них два — VII и IV ступени, образующие тритон,— окружают малыми секундами нижнюю большую терцию тонического трезвучия. Остальные расстояния между неустойчивыми и ближайшими к ним устойчивыми звуками —большие секунды.
Направления тяготений — три восходящих и три нисходящих, т. е. к каждому из звуков тонического трезвучия по два (одно сверху и одно снизу)
Неустойчивых звуков четыре (II, IV, VI и VII ступени).
Вместе они складываются в септаккорд, звучащий как доминантсептаккорд.
Из них два — II и VI ступени, образующие тритон,— окружают малыми секундами верхнюю большую терцию тонического трезвучия. Остальные расстояния между неустойчивыми и ближайшими к ним устойчивыми звуками —большие секунды.
Направления тяготений — три восходящих и три нисходящих, т. е. к каждому из звуков тонического трезвучия по два (одно сверху и одно снизу):

Наиболее остры тяготения на полутон VII—I, IV—III.
Ясно выражено тяготение к тонике (кроме указанного VII—I, еще—II—I):

Наиболее остры тяготения на полутон II—III, VI—V.
Ясно выражено тяготение к тонике VII—I, II—I:

Высотное положение III, VI и VII ступеней и главные трезвучия
III, VI и VII ступени отстоят от тоники на большую терцию. сексту и селтнму:

III, VI и VII ступени отстоят от тоники на малую терцию, сексту и септиму:

Соответственно, все три главных трезвучия (тоническое, субдоминантовое и доминантовое) — большие:

Соответственно, все три главных трезвучия (тоническое, субдоминантовое и доминантовое) — малые: