Понятие о значении устойчивости и неустойчивости

Кроме ладового колорита, существенное значение имеет и соотношение устойчивости и неустойчивости в ладу.
Мелодий, которые развивались бы на основе только устойчивых звуков, в сущности нет. Таковыми можно считать, например, трубные сигналы, состоящие из звуков мажорного трезвучия:



Так как звукам трезвучия здесь не противопоставлены другие звуки, то не известно, является оно тоническим или каким-нибудь другим. Его тоничность представляется вероятной лишь на основании традиции начинать музыку чаще всего с тонического аккорда и, кроме того, на основе такого сочетания мелодических интервалов, которое более обычно для трезвучия тоники, чем для других аккордов.
Обычно в мелодию вовлекаются как устойчивые, так и неустойчивые звуки. Частое введение устойчивых звуков подчеркивает ладовую ясность и совместно с другими элементами музыки, особенно ритмом, может способствовать передаче спокойствия, безмятежности:

простоты и даже наивности:

твердости, мужественности:


и т. д.
Неустойчивые звуки выражают состояние равновесия, необходимость продолжения мысли.
Напряжения неустойчивых звуков могут разрешаться немедленно:

или при отсутствии разрешения перейти в другие, тоже неустойчивые:

Частые разрешения неустойчивых звуков или, наоборот накопление неустойчивых звуков подряд могут быть внекоторой мере вызваны характером переживаний, отражаемых в музыке, т. е. степенью их напряженности.
В многоголосной музыке действие устойчивости и неустойчивости очень часто выражено яснее, ярче, чем в одной мелодии, так как в связи с большим количеством голосов одновременно могут вводиться все устойчивые звуки лада (тоническое трезвучие). Число одновременно взятых неустойчивых звуков может быть значительным (в семиступенном ладе — до четырех). Сочетания, в которых есть хотя бы один неустойчивый звук, очень многочисленны, разнообразны в степенях своей неустойчивости и не менее разнообразны по ладовой окраске.

 

Интернет портал Работа от прямых работадателей, удобное размещение.