Общая краткая характеристика

Единственный точный признак мажора и минора — высота тонической терции (III ст ) и связанный с нею тип тонического трезвучия.
VI и VII ступени влияют на окраску лада, но изменчивы, Прочие ступени (I, II, IV, V) в натуральных, гармонических и мелодических мажоре и миноре оказывают влияние на окраску лада в меньшей степени.

 

Выразительные возможности общего колорита в мажоре и миноре.

 

Общее сочетание и соотношение красок в произведении или его части называется колоритом. Этот термин применявшийся прежде только в области живописи, теперь часто применяется и к музыке, в частности к ее ладовой стороне. Ладовым колоритом называют сочетание и соотношение ступеней и созвучий лада в смысле создаваемой ими окраски данного произведения или его части.
Лад — очень важное средство музыки, так как он выражает некоторые существенные оттенки содержания. В этом отношении возможности каждого лада допускают его применение при очень разнообразных типах содержания. Такая универсальность ладов объясняется тем, что содержание выражается совокупностью многих средств (лад, направление мелодии, ее интервалы, ритм, темп, оттенки, сила звука, регистр, тембр.), а лад в этой необходимой совокупности представляет лишь одно из средств. Некоторым исключением из возможного вообще разнообразия связей содержания с ладом служат лишь крайние случаи; например, выражению торжества обычно способствует мажор, выражению печали, трагического начала — минор:

В настоящее время о ладовом колорите говорят (исходя главным образом из двух основных ладов — мажора и минора) как о мажорности и минорности, условно сравнивая мажор со светом и минор с тенью.
Натуральный мажор — наиболее светлая среди трех рассмотренных выше разновидностей мажора. Его колорит часто применяется в музыке, выражающей торжество, победу:


веселье, жизнерадостность:

спокойствие, мечтательность, светлую задумчивость и т. д.:

Гармонический мажор, по сравнению с натуральным, несколько сближается с минором вследствие понижения VI ступени. От этого изменения он делается, с одной стороны, мягче (ближе к минору, moll), с другой стороны, — острее, вследствие большей напряженности VI пониженной ступени по сравнению с VI натуральной. Приводим несколько разнородных примеров, в которых заметную роль играет колорит гармонического мажора.
Омраченность

скорбь, горечь:

повышенная напряженность:

комический эффект огорчения:

Минор часто применяется в тех случаях, когда уместна более темная окраска лада:

При этом натуральный минор может способствовать (как вообще натуральные лады) большей строгости, сдержанности, что особенно заметно в русской народной музыке и в той музыке, которая создана под ее прямым воздействием

Гармонический минор несколько сближается с мажором и дает большое напряжение по сравнению с натуральным ладом.
Колорит минора нередко используется в драматической музыке и способствует выявлению трагического начала, чему примером могут служить многочисленные похоронные марши:

В то же время минорный колорит не противоречит выражению энергии:

веселья, шутливости:

Такая разнохарактерность музыки, сочиненной в миноре, является лишним доказательством того, что ладовый колорит оттеняет настроение музыки лишь до известной степени, ибо оно определяется, как сказано выше, всей совокупностью средств музыкального выражения.

Все подробности .