Главная Общие понятия о ладе Относительность устойчивости и неустойчивости
Относительность устойчивости и неустойчивости

Устойчивость и неустойчивость относительны в том смысле, что звук или аккорд, устойчивый в одной системе, может быть неустойчивым в другой. Из аккордов это относится к мажорным и минорным трезвучиям.

Звук фа, заканчивающий следующий отрывок, в условиях системы фа—соль—ля—си— до—ре—ми представляется устойчивым. Этот же звук будет неустойчив, например, в системе ми—фа—соль—ля—си-до—ре (см. рис):

 

 

Общие понятия о значении лада для музыкальной выразительности.

 

Лад — весьма существенное средство музыкальной выразительности, так как он является одним из основных проявлений организованности звуков по высоте. В настоящее время считают, что ладовое строение музыки заключает в себе две стороны: 1) напряжение и 2) окраску.
Напряжения создаются разными средствами, среди которых видное место занимает соотношение устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий.
Окраска же создается высотным положением ступеней по отношению к тонике. Два основных лада — мажор и минор (см. последующие главы) — имеют противоположную друг другу окраску, которую обычно сравнивают со светом и тенью.
Эта окраска и придается музыке, сочиняемой в том или другом ладе.
Реалистическое музыкальное мышление возможно только на основе лада. Таким образом, ладовая организованность звуков представляет собой неотъемлемую специфическую особенность музыки.




 

Добавить комментарий

Выскажите свое мнение о прочитанной статье. Положительные (это приятно будет автору) и критические (пожелания будут учтены при дальнейшем публиковании статей).


Защитный код
Обновить