Главная Нотное письмо, ритм и метр Знаки альтерации, буквенное обозначение звуков
Знаки альтерации, буквенное обозначение звуков

Кроме основных существуют производные звуки. Они образуются от повышения или понижения (альтерации) основных. Знаки, указывающие на эти изменения, называются знаками альтерации. Они пишутся следующим образом:
диез (#) — повышение на полтона,
дубль-диез (x) — повышение на тон, бемоль (b) — понижение на полтона, дубль-бемоль(bb) — понижение на тон, бекар — отказ от предыдущих знаков.
Знаки альтерации пишутся справа от ключа или перед нотами. Знаки альтерации, написанные справа от ключа, называются ключевыми и сохраняют действие до конца произведения. Знаки альтерации, выставляемые перед нотами, называются случайными и действуют на протяжении данного такта в пределах одной октавы.
Равенство звуков по высоте при различном их значении и написании называется энгармонизмом звуков. Например: си-диез энгармонически равен звуку до, фа-диез равен звуку соль-бемоль и т. д.
Кроме слоговых применяются буквенные обозначения звуков, основанные на латинском алфавите:
С (с) D(d) Е(е) F(f) G(g) А (а) Н (К) до ре ми фа соль ля си.
Производные ступени обозначаются путем прибавления к названию ноты слогов: is (диез), es (бемоль), isis (дубль-диез), eses (дубль-бемоль). Например:
fis {фа-диез), fisis (фа-дубль-диез), des {ре-бемоль), deses (ре-дубль-бемоль).
Исключения: си-бемоль обозначается буквой Ь, ми-бемоль — es (вместо ees), ля-бемоль обозначается as (вместо aes).
Для обозначения тональности нужно назвать ее I ступень и лад. Например: C-dur (до мажор), g-moll (соль минор), Des-dur (ре-бемоль мажор), b-moll (си-бемоль минор).