Главная Нотное письмо, ритм и метр Пение с дирижированием сложных ритмов
Пение с дирижированием сложных ритмов

1. Шестнадцатые (gg9-2). Четыре шестнадцатых в сумме составляют одну четверть. Поэтому в размерах 2/4, 3/4, 4/4 четыре шестнадцатые группируют вместе под одни ребра. Петь их надо, соответственно, на один взмах руки:
gg9-3
2. Три ноты на один взмах руки (gg9-4). В сумме каждая из этих ритмических групп составляет одну четверть, поэтому исполняется на один взмах. Разница между ними в том, что в триоли gg9-5 все ноты поются ровно, впервая gg9-6 - длиннее, a gg9-7 длиннее третья нота (gg9-8):
gg10-1
3. Пунктирные ритмы (gg10-2). Точка около ноты прибавляет к ней половину ее длительности. Например, точка около четверти прибавляет к ней восьмую. Значит, восьмую после четверти с точкой надо петь после счета "два", на "и":
gg10-3
Ритм gg10-4 является разновидностью ритма gg10-5, две gg10-6 поются на "и" после "двух".

Ритм gg10-7 происходит от двух ровных восьмых gg10-8, но за счет точки первая восьмая стала длиннее (она "забрала" половину от второй восьмой), а вторая нота превратилась в шестнадцатую, то есть стала вдвое короче. Поется этот ритмический рисунок на один взмах руки, но первую ноту надо исполнять длиннее, а вторую короче:
gg10-9

4. Синкопа — это смещение ударения с метрически опорного момента на более слабый. Синкопа бывает внутри-тактовой и междутактовой. Нота, связанная лигой с предыдущей, заново не исполняется, а тянется:
gg10-10