Некоторые приемы мелодического развития

Ритмическое единство в музыкальном произведении может быть выражено в точной или измененной повторности ритмических последовательностей. Повторность ритмов часто сопровождается повторностью мелодических оборотов.


Приёмы таких повторений следующие:
1. Простое (точное) повторение, применяющееся большей частью однократно:

2. Орнаментованное повторение, т. е. повторение с добавлением новых звуков, а нередко и с частичной заменой прежних:


3) Секвенция, т. е. повторение мелодического оборота на другой высоте (не считая, конечно, переноса на простую или составную чистую октаву).. Каждое проведение повторяющеюся по секвенции оборота называется звеном секвенции. Первое звено секвенции называется также мотивом секвенции:

Секвенции бывают тональные и модулирующие. 
Разница между тональной и модулирующей секвенциями заключается в следующем:
на одних и тех же местах в звеньях тональной секвенции — разные ступени в одной и той же тональности; в звеньях модулирующей секвенции — одни и те же ступени в разных тональностях.
4. Обращение, т. е придание мелодическим интервалам противоположного направления:

5. Увеличение, т. е. повторение мелодии с удлинением звуков в одно и то же число раз, и уменьшение — с укорачиванием звуков в одно и то же число раз:

6. Растяжение мелодических интервалов, т. е. замена их более широкими, и сжатие мелодических интервалов, т. е. замена их более узкими:

Все изложенные приемы могут применяться как порознь. так и в разных сочетаниях друг с другом (обращение+увеличение, обращение+уменьшение, обращение+уменьшение+растяжение интервалов и т. п.).
Кроме того, эти приемы могут применяться и к части мелодического o6opoia.
Каждый мелодический оборот может быть укорочен посредством уменьшения числа звуков в начале или в конце его или удлинен посредством прибавления нового начала или конца.
В следующих примерах многократно проведен краткий мелодический оборот, подвергнутый варьированию (изменению):

Очень много .