Устойчивые, неустойчивые звуки

Устойчивыми являются I, III, V ступени. I ступень называется тоникой. Сочетание I, III и V ступеней называется тоническим трезвучием.
В гамме до мажор устойчивые звуки (тоническое трезвучие) — до, ми, соль:
Устойчивые звуки
соль мажор ре мажор фа мажор
gg12-2
Устойчивые звуки во всех тональностях см. в таблицах № 1, 2.
В письменных работах учащихся принято изображать устойчивые звуки белыми, а неустойчивые — черными нотами.


Неустойчивыми являются VII, II, IV, VI ступени. Они окружают звуки тонического трезвучия. Две из них: VII и II — имеют дополнительное название. Они называются вводными звуками, так как, окружая I ступень, как бы вводят в нее:
g13-1
На неустойчивых звуках нельзя закончить музыкальное произведение, так как останется ощущение незавершенности. Для окончания необходимо повести неустойчивый звук в устойчивый. Переход неустойчивых звуков в устойчивые называется разрешением неустойчивых звуков.
Разрешение неустойчивых звуков происходит по правилу:
VII ступень — в I ступень,
II ступень — в I или III ступень,
IV ступень — в III или V ступень,
VI ступень — в V ступень.
Разрешение II — I более устойчиво, чем II — III, так как I ступень самая устойчивая в тоническом трезвучии, а
III ступень менее устойчива. Полутоновое тяготение всегда более острое, чем тоновое. Поэтому в мажоре разрешение
IV — III более устойчиво, чем IV — V. Однако разрешение II — III, IV — V также правильно.
Разрешения неустойчивых звуков во всех тональностях см. в таблицах № 1,2.

Рубероид продажа цена sks.spb.ru.
загрузка...