Консонирующие и диссонирующие интервалы

Гармонические интервалы, по впечатлению, производимому ими на слух, разделяются на две группы — консонансы и диссонансы
Консонансами называются интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.


Есть три подгруппы консонансов:
1. Весьма совершенные консонансы, в которых имеет место полное слияние звуков,— чистый унисон и почти полное слияние — октава.
2 Совершенные консонансы, в которых имеет место значительное слияние звуков, — чистая квинта и отчасти чистая кварта.
3. Несовершенные консонансы, в которых имеет место незначительное слияние,— большие и малые терции и сексты.
Для весьма совершенных и совершенных консонансов характерна некоторая «пустота» звучания; несовершенные же консонансы звучат более полно.
Диссонансами называются интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом. К ним относятся большие и малые секунды и септимы, отчасти чистая кварта, а также все увеличенные и уменьшенные интервалы.
Все увеличенные и уменьшенные интервалы, кроме тритона, энгармонически совпадают с теми или иными основными интервалами, в частности консонирующими. Отсюда, казалось бы, вытекает то, что увеличенный или уменьшенный интервал, энгармонически равный консонансу, диссонирует только теоретически. На самом же деле увеличенные и уменьшенные интервалы обычно применяются в таких условиях1, что диссонирование их в контексте несомненно. В двух следующих отрывках отмечены гармонические интервалы, которые равны энгармонически (м. 6 и ув. 5). Однако с1—as1 в первом отрывке звучит консонантно, а с1—gis1 во втором — диссонирует:

Все сказанное о простых интервалах относится и к соответствующим им составным.
Консонирующие интервалы обращаются в консонирующие (исключение — обращение квинты в кварту, которая имеет двойственную природу); диссонирующие интервалы обращаются в диссонирующие.