Интервалы гармонических мажора и минора

Вследствие понижения VI ступени мажора и повышения VII ступени минора изменяется тоновая величина ряда интервалов, кроме прим и октав, которые остаются чистыми.

Разумеется, в каждом роде интервалов изменяются те два, в которые входит измененная ступень и которые образуются от нее в обе стороны:

В гармонических ладах, по сравнению с натуральными, есть новые интервалы:

 

3 больших и 3 увеличенных: 
в мажоре от VI н. вверх
в миноре от VII в. вниз

3 малых и 3 уменьшонных:
в мажоре от VI н. вниз
в миноре от VII в. вверх

Общее же количество различных интервалов гармонического лада выражается следующим образом:

Более узкие интервалы
ч. 1
м.2
б,2
ув.2
м.З
б.3
ум. 4
ч.4
ув. 4

Их обращения
ч.8
б.7
м.7
ум. 7
б.6
м. 6
ув. 5
ч.5
ум. 5

В гармонических ладах есть две пары взаимнообращаю-щихся хроматических интервалов:
ув.2 ум. 7
ув. 5 ум. 4,
которые называются характерными интервалами гармонического лада.

Для нахождения в заданной тональности интервалов, образующихся в гармоническом ладе, следует обращаться к измененной ступени, от которой требуемый интервал образуется вверх или вниз (в мажоре и в миноре — в разные стороны):

и аналогично для обращений этих интервалов (б. 7, ум. 7, м. 6, б. 6, ув. 5 и ум. 5)

Для определения, в каких тональностях гармонического мажора и минора встречается данный интервал (м 2, ув. 2, м 3, б 3, ум. 4, ув.4 и их обращения), следует один из звуков интервала, подходящий для этого, принять сначала за VI пониженную ступень мажора и определить тональность, затем принять его другой звук за VII повышенную ступень минора и также определить тональность В результате получится одна мажорная и одна минорная тональность (не считая возможных натуральных ладов, о которых речь была в предыдущем параграфе).
Примеры: gis—а а=VI пониженной Cis-dur
gis=VII повышенной a-moll b—cis b=VI пониженной D-dur cis=VII повышенной d-moll d—fis d=VI пониженной Fis-dur fis=VII повышенной g-moll
и т. д.