Параллельно-переменный лад

Как известно, родство параллельных мажора и минора чрезвычайно близко. Это родство обусловило их слияние в одну ладовую систему.
Параллельно-переменным ладом мы назовем совокупность параллельных мажора и минора, когда они объединены в одну систему благодаря известному равноправию тоник. Основой для объединения двух главных ладов в одну систему является :
1. Общность их звукового состава как в полном семиступенном виде, так и в неполном, например пентатоническом.
2. Общность двух звуков их тонических трезвучий:

Главные проявления параллельно переменного лада:
1. Начало музыкального построения в одной из двух параллельных тональностей и окончание в другой.
Пример на последование мажора и минора (случай наиболее типичный):

Пример на последование минора и мажора:

2. Отклонения (особенно неоднократные) внутри построения в параллельную тональность с возвращением в первоначальную.
Параллельно-переменный лад имеет большое значение в русской народной песне и в музыке русских композиторов. Он ценен возможностью ладовых контрастов в пределах одной системы.