Особые виды диатонического мажора и минора

Наряду с мажором и минором основного типа, описанными в предыдущих главах, существуют и другие диатонические семиступенные лады. Они как бы состоят из звуков мажорной гаммы, взятой от разных ее ступеней.

Приведенное расположение ладов имеет смысл для их систематизации. Следует при этом учесть, что каждый из них имеет самостоятельное значение и не является производным от ступеней мажора.
В этой группе ладов первый является натуральным мажором, а шестой — натуральным минором. Они упоминаются здесь только для указания их места в группе шести- семиступенных ладов.
Для уяснения особенностей этих ладов их удобно сравнивать с более употребительными ныне мажором и минором.
1. Ионийский лад, как сказано выше, является натуральным мажором и потому не нуждается в особом описании.
2. Дорийский лад отличается от натурального минора повышенной VI ступенью, которая называется дорийской секстой:

3. Фригийский лад отличается от натурального минора II пониженной ступенью, которая называется фригийской секундой.


4. Лидийский лад отличается от натурального мажора IV повышенной ступенью, которая называется лидийской квартой:

5. Миксолидийский лад отличается от натурального мажора VII пониженной ступенью, которая называется миксолидийской септимой:

6. Эолийский лад, как сказано выше, совпадает с натуральным минором.
Таким образом, среди шести перечисленных ладов три мажорных — ионийский, лидийский и миксолидийский и три минорных — дорийский, фригийский и эолийский:

Заметим, что особые виды мажора, состоя из тех же звуков, расположены чистой квинтой ниже и выше натурального (ионийского) мажора. Особые виды минора расположены также чистой квинтой ниже и выше натурального (эолийского) минора и состоят из тех же звуков.
В музыке многих народов лады, имеющие, вероятно, очень древнее происхождение, сохранились до настоящего времени,-
В середине XIX века диатонические народные лады начали применяться в профессиональной европейской музыке (Шопен, позже Григ). Как известно, особенно важную роль сыграла народная музыка в творчестве русских классиков (Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский). А так как в русской народной музыке лады старинные (в том числе пентатоника,— хотя бы и в виде ее частей) занимают место еще более важное, чем в западной музыке, то и в творчестве русских классиков их роль очень заметна. Употребление этих ладов было воспринято и развито рядом советских композиторов.