Уменьшенное трезвучие

Название этого трезвучия связано с тем, что между его крайними звуками — уменьшенная квинта. Строится уменьшенное трезвучие на тех же ступенях, что и тритон уменьшенная квинта:
в натуральном мажоре — на VII ступени, в гармоническом мажоре — на VII и II ступенях, в натуральном миноре — на II ступени, в гармоническом миноре — на II и VII ступенях. Разрешается встречным движением голосов в терцию. При этом существуют разные способы удвоения одного из звуков терции. Мы рассматриваем вариант удвоения нижнего звука:
g38-2
Для построения уменьшенного трезвучия от звука необходимо построить две малые терции, при этом между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.
Пример от звука ре:
g39-1
Далее надо "вычислить " тональности мажора и минора, где этот звук является VII и II ступенями: ми-бемоль мажор (натуральный), ми-бемоль минор (гармонический), до мажор (гармонический), до минор (натуральный). Затем надо разрешить уменьшенное трезвучие в каждую из этих тональностей:
g39-2
В классической музыке уменьшенное трезвучие применяется чаще не в основном виде, а в виде секстаккорда.
Уменьшенное трезвучие во всех тональностях см. в таблице № 16.