Главные трезвучия

На каждой ступени гаммы может строиться трезвучие. На главных ступенях (I— тоника, IV— субдоминанта, V — доминанта) трезвучия также называются главными:
g35-2
тоническое трезвучие (Т 5/3) — на I ступени,
субдоминантовое трезвучие (S 5/3) — на IV ступени,
доминантовое трезвучие (D 5/3) — на V ступени.
На всех остальных ступенях трезвучия называются побочными.
В натуральном мажоре все главные трезвучия — мажорные, в гармоническом мажоре s 5/3 — минорное. В натуральном миноре все главные трезвучия — минорные, в гармоническом миноре D 5/3 — мажорное. В классической музыке
более распространены трезвучия из натурального мажора и гармонического минора:
g35-3
Тоническое трезвучие имеет два обращения:
1) тонический секстаккорд (Т 6), строится на III ступени;
2) тонический квартсекстаккорд (Т 6/4), строится на V ступени.
Субдоминантовое трезвучие имеет два обращения:
1) субдоминантовый секстаккорд (S6), строится на VI ступени;
2) субдоминантовый квартсекстаккорд (S 6/4), строится на
I ступени.
Доминантовое трезвучие имеет два обращения:
1) доминантовый секстаккорд (D6), строится на VII ступени;
2) доминантовый квартсекстаккорд (D 6/4), строится на
II ступени.
Примечание. Поскольку в миноре доминантовое трезвучие и его обращения строятся в гармоническом виде, нужно помнить о повышении VII ступении.
g36-1
Необходимо выучить наизусть ступени, на которых строятся аккорды (см. таблицу № 13).
Главные трезвучия и их обращения во всех тональностях см. в таблице № 14.