Септаккорд, доминантсептаккорд и его обращения

Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, называется септаккордом. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, от этого и происходит название аккорда.
В музыке применяется довольно большое количество различных септаккордов. Наиболее распространен септаккорд, строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом. Доми-нантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия с добавленной сверху малой терцией (б.З+м.З+м.З). Звуки доми-нантсептаккорда, считая от основного, называются: прима (основание аккорда), терция, квинта и септима (вершина аккорда).
Доминантсептаккорд обозначается следующим образом— V7:

Доминантсептаккорд имеет три обращения, которые называются: 1-е обращение квинтсекстаккордом (6/5), 2-е обращение терцквартаккордом (4/3) и 3-е обращение секундак-кордом (2).
Названия обращений доминантсептаккорда основаны на интервалах, образующихся от нижнего звука аккорда к его основанию и вершине:

Для того, чтобы уметь строить доминантсептаккорд и его обращения в тональности и от данного звука, необходимознать порядок расположения интервалов, составляющих эти аккорды, и ступени, на которых они строятся.
V7 — б.З+м.З+м.З; на V ступени
V65 — м.З+м.З+б.2; на VII
V43 —м.З+б-2-Нб.З; на II
V2 — 6.2+б.З+м.З; на IV
Доминантсептаккорд является диссонирующим аккордом. В его состав входят два диссонирующих интервала: м.7 и ум.5:

В обращениях доминантсептаккорда эти диссонирующие интервалы соответственно обращаются в 6.2 и ув.4.
Из сказанного следует, что доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения. Они разрешаются по принципу тяготения неустойчивых звуков в устойчивые.
Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основным звуком; V, VII и II ступени переходят в I ступень, а IV ступень— в III (V ступень скачком на кварту вверх).
Квинтсекстаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой; VII и II ступени переходят в I ступень, IV — в III ступень, V остается на месте.
Терцквартаккорд разрешается в полное чоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву; II ступень переходит в I ступень, IV — в III ступень, V остается на месте, а VII — переходит в октавное удвоение I ступени.
Секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой; IV ступень переходит в III ступень, V остается на месте, VII и II ступени переходят в I ступень:

Несмотря на то, что V ступень является общим звуком для доминантсептаккорда и тонического трезвучия, при разрешении основного вида доминантсептаккорда она переходит, как мы видели выше, скачком в I ступень. Это вызвано потребностью иметь, при разрешении в басу (для большей устойчивости), основной звук тонического трезвучия.