Аккорд, трезвучие

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены по терциям или могут быть расположены по терциям.
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.
Аккорд строится от нижнего звука вверх.
От того, какие терции входят в образование трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.
Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:
1. Мажорное или большое трезвучие состоит из б.З и м.З, между крайними звуками образуется ч.5.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из м.З и б.З, между крайними звуками образуется ч.5.
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б.З, между крайними звуками образуется ув.5.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.З, между крайними звуками образуется ум.5:

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5).
Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.
Когда звуки аккорда расположены по терциям, то такое положение его называется основным.
Каждый звук аккорда имеет свое название. Эти названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении аккорда от нижнего звука к последующим.
Основной, или (нижний, звук трезвучия называется примой, второй, или средний—т е р ц и е й, третий, или верхний — квинтой.
Когда порядок расположения звуков трезвучия изменяется таким образом, что нижним звуком его становится терция или квинта, то такое положение трезвучия называется обращением.
Трезвучие имеет два обращения: первое обращение — секстаккорд, оно получается от переноса примы на октаву вверх, второе обращение — квартсекстаккорд, оно получается от переноса примы и терции на октаву вверх. В секстаккорде нижним звуком становится терция, а в квартсекстаккорде нижним звуком становится квинта:

Секстаккорд обозначается цифрой шесть (6), так как для этого аккорда характерна секста, образовавшаяся от нижнего звука к перенесенной наверх приме. Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре — шесть (6/4) по интервалам, образовавшимся от нижнего звука к приме и терции.
Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного положения трезвучия и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.
Например, требуется построить секстаккорд в Ре мажоре:

или квартсекстаккорд в си миноре: