Смешанные метры и размеры

Простые метры могут объединяться в сложные. От слияния двух или нескольких простых разнородных метров образуются сложные смешанные метры. Для большей простоты их называют смешанными метрами, а размеры, их выражающие,— смешанными размерами.
Смешанные размеры встречаются в музыке значительно реже простых и сложных размеров.
Наиболее употребительные из них пятидольные и семидольные:
5/4,5/3,7/4,7/8
Изредка встречаются и другие смешанные размеры, например у.
Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:
1) строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих, что влияет также на чередование сильных и относительно сильных долей такта;
2) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.
Например:
а) Пятидольные размеры:

В первом случае акценты приходятся на первую и третью доли, во втором случае — на первую и четвертую доли такта.
б) Сем и дольные размеры:

Здесь в первом случае акценты приходятся на первую, четвертую и шестую доли такта, во втором случае — на первую, третью и пятую доли такта.
Строение такта -7/4 (2/4+3/4+2/4) b музыке почти не встречается.
Бывают случаи, когда в одном и том же музыкальном произведении меняется порядок чередования простых размеров, составляющих смешанный размер.
Для удобства чтения нот в смешанном размере, иногда рядом с основным обозначением размера, пишуг в скобках вспомогательное обозначение в виде чередования простых размеров в такте.
Например:

Кроме того, иногда применяется вспомогательная пунктирная тактовая черта, указывающая начало простых размеров в такте.
Группировка длительностей в смешанных размерах производится в том же порядке, как и в сложных размерах. Особенностью группировки в них является неравномерность ритмических групп благодаря разнородным простым размерам, входящим в состав смешанных размеров.
Примеры смешанных размеров: