Модуляция в родственные тональности

Модуляция широко применяется в музыке. Являясь выразительным средством большого художественного значения, модуляция вносит в музыку много разнообразия и содействует ее развитию. Так как родственные тональности объединяются звуковым составом, то наиболее последовательными и закономерными для слуха являются модуляции в родственные тональности. Чаще всего можно наблюдать модуляции в тональность доминанты и ее параллель. Модуляция в тональность субдоминанты и ее параллельную тональность обычно применяется в виде отклонения.
Примеры модуляций в родственные тональности:
а) Из Ми-бемоль мажора в тональность доминанты:

б) Из соль минора в тональность минорной доминанты:

в) Из Сояь мажора в параллельную тональность:

г) Из ре минора в параллельную тональность:

д) Из Соль мажора в тональность III ступени:

е) Из ре минора в тональность мажорной доминанты:


ж) Отклонение из си-бемоль минора в тональность субдоминанты:

з) Отклонение из Фа мажора в тональность II ступени: